Ситуации, когда словарь лучше отложить в сторону
Многие из вас, когда сталкиваются с тем, что учитель просит вас не использовать словарь в тех или иных случаях, могут задаваться вопросом: “Почему же мне не стоит использовать словарь если он мне сейчас был бы очень кстати?”. Словарь сам по себе, действительно является одним из самых важных инструментов овладения языком и его необходимо часто использовать. Однако, существуют определенные ситуации, особенно во время уроков на курсах английского, когда с использованием словаря стоит повременить или вообще от него отказаться. То есть, например, бывают те случаи, когда стоит подсмотреть в словарь (напр. планирование презентационной речи или упражнения на заучивание новых слов), а бывают ситуации, когда это не является правильным решением (напр. при прослушивании аудио или устном упражнении или обсуждении чего-либо, где специально создается необходимость в спонтанном ответе). Сейчас, давайте рассмотрим эти ситуации, чтобы в следующий раз, когда учитель попросит вас отложить словарь в сторону, вы понимали, почему он это делает.
Сперва стоит понимать, что использование словаря во время устной речи и занятий может отрицательно сказываться на беглости речи. Если каждый раз, когда вы не знаете какое либо слово (или забыли его) вы заглядываете в словарь, вы делаете большие паузы, которые могут сбить с толку не только вас, но и вашего собеседника, учителя и других учеников.
Вы можете возразить, сказав что, не используя словарь, вы не сможете выразить ту идею, которую хотите. Однако даже если вы не можете выразить ее в той формулировке, которая вам пришла в голову в первую очередь, в большинстве случаев существуют другие способы и формулировки, которые вы можете использовать. В изучении английского и любого другого иностранного языка умение быстро находить другой способ что-то выразить является крайне важным. Когда вы будете использовать язык в реальных обстановках с реальными собеседниками, вы убедитесь в том, что на каком бы уровне владения языком вы не находились, вы в той или иной степени всегда будете сталкиваться с ситуациями, когда вы не будете знать каких-то слов или выражений (или вы просто не сможете их вспомнить “на лету”, не смотря на то, что знаете их).
Поэтому, любой, кто желает разговаривать на английском языке, должен разрабатывать и тренировать в себе умение “вылезать” из таких ситуаций, т.е. быстро находить синонимы слова или объяснять, что именно он/она имеет в виду. Воздержание от использования словаря на занятиях (особенно при устных упражнениях) будет вырабатывать в вас это умение. При этом если вы столкнулись с чем-то, что вы хотели бы посмотреть в словаре, быстро пометьте себе это, чтобы потом, после занятий, посмотреть в словаре и определить смысл слова или его перевод для себя на будущее.
К тому же, когда вы “вынуждены” искать обходные пути того, как сказать что-то, или вместо того чтобы смотреть в словарь вы спрашиваете у учителя как будет то или иное слово, не используя свой родной язык, вы тренируетесь “думать” на английском. Спрашивая что либо у учителя, вы получаете больше практики устной речи и слухового восприятия.
Другим важным преимуществом не использования словаря при занятиях в классе является выработка навыка “угадывания” по контексту (т.е. определения смысла слов и словосочетаний по окружающему тексту). Таким образом, некоторые слова, которые вам были не понятны, когда вы увидели их в тексте первый раз, станут понятны к тому моменту как вы прочитаете весь текст или абзац. В любом случае новые незнакомые вам слова стоит в последствии помечать и уделять внимание их изучению, однако, время от времени развивая навык “угадывания” по контексту вы делаете себе большую услугу, так как этот навык вам очень часто будет пригождаться как при чтении, так и при восприятии быстрой устной речи.
Было также замечено, что когда ученики имеют под рукой словарь и при речи часто заглядывают в него, у них появляется некая зависимость от него и с ним он чувствуют себя безопасно. Однако такая зависимость не должна иметь место. Хоть словарь и очень важен в учебе, при устной речи у желающего свободно говорить на языке не должна быть зависимость от него. Вместо этого, он должен уметь быстро находить другой способ выразить свою мысль, будь то синоним, описание предмета или явления или что-то другое. Как это было написано ранее, в реальных ситуациях вам часто придется “выкручиваться” без словаря.
Иногда во время занятий бывает так, что учителю нужно ваше полное внимание и концентрированность, в то время как если вы начинаете использовать словарь во время объяснения чего-либо, вы можете упускать то, о чем говорит учитель (не говоря уже о том, что это может выглядеть неуважительно).
В конце концов, все вам также известно, что во время большинства формальных экзаменов пользоваться словарем нельзя. Хотя экзамен по английскому сам по себе и не является крайне важным событием, его результаты могут иметь важное значение, например, при поступлении в ВУЗ или получении нужного для работы сертификата. Поэтому стоит также учитывать, что упражнения без словаря готовят вас к экзаменационной ситуации.